1. официально утверждённое учебное издание, дополняющее или заменяющее (частично или полностью) учебник ◆ ― Это всё прекрасно, в данном году рекомендуется руководствоваться учебными пособиями данного года. Катаев, «Время, вперёд!», 1931–193 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Внутренний мир «выбраковщиков» абсолютно неинтересен психологу, так как подобные случаи хрестоматийны и детально описаны в учебных пособиях. Олег Дивов, «Выбраковка», 1999 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Институт издает учебники, монографии и учебные пособия. «Центр «Нации»», 2000 г. // «Жизнь национальностей» (цитата из НКРЯ)
2. то же, что наглядное пособие; какой-либо предмет, устройство, позволяющие наглядно объяснить работу какого-либо механизма или продемонстрировать какое-либо явление ◆ Что же касается глобуса, то мы давно поняли его истинную пользу и назначение: это не откровение, а просто наглядное учебное пособие. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания», 1928–1931 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Всё это было нарисовано твёрдо, чётко, с ясностью, красочностью и наглядностью учебных пособий. Ю. О. Домбровский, «Факультет ненужных вещей», 1978 г. (цитата из НКРЯ)
Источник: Викисловарь
Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР — ГОСТ 7.60-90[1]; в РФ — ГОСТ 7.60–2003) и допущенное Министерством образования Российской Федерации к печати и выпуску.
Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине.
Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Однако учебное пособие может:
временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВПО специальности и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования России;
являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору, факультативному компоненту.
Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.
В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.
Обязательные требования к учебному пособию (далее – УП):
1. В структуру УП входят следующие обязательные элементы: оглавление (содержание), введение, заключение, справочно-библиографический аппарат.
2. Введение включает следующие аспекты:
· цель (назначение) издания, соответствие учебной
программе
· читательский адрес
· вид учебного издания и его место в системе других учебных изданий по
дисциплине, актуальность, степень
новизны, особенности авторской концепции
· методические рекомендации по использованию УП в
учебном процессе
· общая характеристика структуры УП, особенности эффективного использования аппарата издания (дидактического, библиографического, справочного и т.п.).
3. Содержание УП должно соответствовать ГОС ВО и утвержденной учебной программе
дисциплины. Рубрики основой части текста (разделы, главы, параграфы) должны соответствовать логике изложения учебного материала и тематическому плану учебной дисциплины.
4. Тематические разделы должны содержать выводы,
обобщающие учебный материал раздела, и дидактический аппарат (контрольные вопросы, примеры, упражнения, задачи, тесты) для самоконтроля студентов.
5. Необходимо соблюдать последовательность изложения учебного материала по принципу «от простого к сложному»; определения и формулировки должны соответствовать общепринятой научной терминологии.
6. Заключение выполняет функцию обобщения учебного материала и включает следующие аспекты:
перспективы развития дисциплины (отрасли науки ).7. Справочно-библиографический аппарат (с учетом вида издания) состоит из прикнижной аннотации с читательским адресом, библиографического списка, списка сокращений и условных обозначений, указателей (именной, алфавитно-предметный, хронологический, систематический и т.д.). В учебные издания объемом свыше 10 авторских листов рекомендуется включать именной и алфавитно-предметный указатели.
8. Оформление рукописи должно соответствовать стандарту учебного заведения (Порядок планирования, подготовки, издания и распределения учебно-методической и научной литературы, выпускаемой в ВУЗе). Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и
правила составления». Объем учебных изданий выражается в авторских листах (1
авторский лист – 40 000 знаков с пробелами).
Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов „учебник“ и „учебное пособие“» нормирует понятие учебное пособие следующим образом:Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.
Критерии экспертной оценки рукописи
Требования к структуре и содержанию рецензии
Рецензия должна давать объективную оценку рукописи, анализ ее
достоинств и недостатков, рекомендации по использованию в учебном процессе.
Рецензия состоит из трех
частей:
·
общей части;
·
постраничного
разбора ("постраничных замечаний");
·
заключения.
– соответствия требованиям образовательного
стандарта,
2
– соответствия современным научным
представлениям по данной области знаний с учетом уровня профессиональных
образовательных программ,
3
– соответствия содержания учебного и
учебно-методического материала целям
учебной дисциплины,
4
– соответствия требованиям, предъявляемым к
структуре и методическому аппарату учебных материалов,
5
– корректности в аспекте межпредметных связей,
6
– наличия конкретных целей и задач в логике
компетентностного подхода к обучению и ориентации на результат,
7
– соответствия
внутренним стандартам качества учебного заведения,
8
– степени инновационности, новизны, наличия
оригинальной авторской концепции,
9
– корректности использования специальной
терминологии и обозначений,
10 –
четкости, доступности изложения, отсутствия дублирования содержания, полноты
использования литературы, наличия ссылок на источники,
11 –
степени соответствия контрольных вопросов и заданий содержанию учебного
материала,
12 –
целесообразности включения иллюстраций, соответствия их тексту, выполнения ими
соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, выявление
связей между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста,
помощь в запоминании и усвоении знаний), правильности размещения иллюстраций,
их качества,
13 –
наличия логических и стилистических ошибок.
Вторая
часть рецензии (постраничный разбор) должна содержать:
·
подробный перечень
замеченных рецензентом недостатков рукописи (неточные или неправильные
формулировки, смысловые и стилистические погрешности и т.д.);
·
указание на отдельные
места рукописи, подлежащие, по мнению рецензента, сокращению или переработке.
В третьей части рецензии (заключении) дается четкий обоснованный вывод о целесообразности издания рецензируемой рукописи (с учетом сделанных замечаний) и ее использования в качестве учебного пособия по дисциплине __________.. для специальностей (направлений)…____________.
Если в рецензии имеются критические замечания и предложения внести исправления в рукопись, то к рецензии должен быть приложен ответ автора на замечания рецензента, в котором указывается, какие замечания и предложения рецензента автором учтены, а какие нет, и по какой причине.
Реквизиты рецензии:
печать. Коллективная рецензия дополнительно содержит:
Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ушивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому в настоящем учебном пособии первый раздел посвящён теоретико-методологическим основаниям понимания свободы – философским и психологическим.
Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие является фундаментальным исследованием финансово-экономических процессов, протекающих в российской экономике.
Автор учебных пособий, лекций и книг для чтения по русской истории для учебных заведений различного уровня.